Первый онлайн-журнал Запорожья

Слово Президенту: сколько денег запорожскому «недострою» давал каждый глава государства?

Слово Президенту: сколько денег запорожскому «недострою» давал каждый глава государства?

За 14 лет строительства запорожских мостов наша страна  сменила 4 своих руководителей, пережила 2 революции и сейчас сражается в вооруженном конфликте. Про количество кризисов говорить не приходится. На сколько сильно влияли геополитические факторы на строительство мостов? Журналисты MOST проверили, действительно ли дело в недостаточном финансировании стройки и посчитали сколько денег выделял каждый Президент.

Леонид Кучма

Мосты застали еще президентство Кучмы – начало стройки было положено в 2004 году. Еще за два года до этого он приезжал с рабочим визитом. В программу входил осмотр будущей строительной площадки. В тот момент мосты лишь проектировались, на этот процесс было решено выделить 14 миллионов гривен. Непосредственно в год начала стройки (напомним, 2004) из госбюджета выделили 85 миллионов гривен (5 миллионов — государственные субвенции и 80 миллионов – по линии «Укравтодора»). Генподрядчик – ОАО «Мостобуд». Через год наблюдаем объем выполненных работ – «настроили» на 70,5 миллионов.

Выделили 99 миллионов грн.

Виктор Ющенко

Буквально через полгода кресло Президента занял Виктор Ющенко. Уже в марте спикер ВР Владимир Литвин сообщил, что нардепы убедили Кабмин выделить 80 миллионов на стройку. Кроме этого, 5 миллионов планируют выделить на строительство историко-культурного комплекса на Хортице. А в июле распоряжением Юлии Тимошенко строительство мостов «заморожено». Но при этом создали рабочую комиссию по дополнительному обследованию проблемы. Петр Порошенко (тогда еще секретарь СНБО Украины) уже через месяц после приостановления стройки призывал восстановить ее.

Итоговое собрание рабочей группы состоялось 15 сентября 2005 года. По его результатам стройку решили продолжить, подписав «Меморандум о совместных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимателей, научных, проектных и других учреждений и организаций, общественности, направленных на обеспечение сохранности и дальнейшего развития Национального заповедника «Хортица «». Он предусматривал выделение 233 миллионов гривен на 2006 год.

Подсчитали, что простой работ стоил 800 тысяч гривен.

Однако в 2006 году забили тревогу. Впервые заговорили об аварийном состоянии моста Преображенского и ДнепроГЭСа. Новые мосты стали острой необходимостью в первую очередь для снижения нагрузки на аварийные объекты. В столице стали намекать на то, что финансирование строительства должно исходить из городского и областного бюджетов.  В то же время у государства большие долги перед предприятиями, работающими на запорожские мосты. Таким образом из выделенных 233 миллионов гривен, 34 миллиона ушло на погашение долгов предыдущего года. Были сорваны графики работ. В этом винят ОАО «Мостобуд».

На 2007 год из госбюджета было заложено 250 миллионов гривен. Реально получили 179 миллионов.

В 2008 году в планах государства – выделить 350 миллионов гривен. Получили.

В том же году государство не только отказывается продолжать финансировать, но и указывает местной власти, куда следует распределить деньги. Речь идет о решении Турчинова. Он посоветовал Минфину, Минтранссвязи, Укравтодору и Запорожской ОГА направить средства, неиспользованные со строительства мостов на ремонт и содержание автодорог общего пользования.

В 2009 году дает о себе знать действующий Президент. Ющенко написал письмо Тимошенко и выразил свое беспокойство по поводу затянувшейся стройки. А потом и приехал лично. Инспектировать. Поругал равнодушных министров и обязал выделить в 2010 году неслыханную доселе сумму – 500 миллионов гривен. Впрочем, в 2008 году именно такую цифру озвучивала городская власть , когда в очередной раз требовало денег от страны. И все таки пол-миллиарда в бюджет на 2010 год заложили.

Ну а на 2009 год было решено выделить 100 миллионов гривен. Долги перед ОАО «Мостобуд» растут, зарплата рабочим не выплачивается с августа.  В этот же год в качестве подарка ко Дню города Тимошенко «привезла» 50 миллионов гривен.

Выделили 1 миллиард 563 миллиона гривен.

Виктор Янукович

Впервые посетил долгострой в качестве главы государства в июне 2010 года. Несмотря на то, что к его приезду на счет казначейства поступило лишь 70 миллионов гривен, Янукович обещает, что до конца июля придет еще 180 миллионов гривен. Через месяц Премьер-министр Николай Азаров подписал приказ о выделении 200 миллионов гривен.

На 2011 год предусмотрено еще 200 миллионов гривен. Новоизбранный мэр Александр Син предполагает, что ОАО «Мостобуд» возьмет под кредит 500 миллионов гривен. Позже от этой идеи пришлось отказаться. Планировалось создать рабочую группу по контролю распределения бюджетных средств. Но почему-то генподрядчик ОАО «Мостобуд» тормозит это решение. Причина прояснилась. Оказалось, что на закупку стройматериалов вместо потраченных 43 миллионов гривен можно было бы израсходовать всего лишь 2,8 миллионов гривен.

После визита в Запорожье Азарова было принято единогласное решение перевести недостроенные мосты на баланс государства. Определен новый подрядчик – ОАО «Уманьавтодор», а прежние ОАО «Мостбуд» и ООО «Планета Мост» получили роли субподрядчиков.

В 2013 году глава Госагентства автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко отчитался перед Президентом Януковичем, который с рабочим визитом прибыл в Запорожье, что в прошлом году подрядчик освоил 770 миллионов гривен. Также поведал о планах: в 2013 году готовились потратить около 1 миллиарда гривен, а в 2014 году – 700 миллионов гривен.

Выделили 2 миллиарда 170 миллионов гривен.

Александр Турчинов

Вопреки ожиданиям на 2014 год госбюджет запланировал 82 миллиона гривен. В это время на стройке готовились к грандиозному ( в масштабах этого долгостроя) событию – «надвижке» металлоконструкций на опоры мостов. Но для того, чтобы «надвинуть» металлоконструкции, нужно сначала выкупить металлоконструкции, а у нас денег нет. 131 миллион гривен числились как неотработанный аванс. Металлоконструкции оставались в Запорожском и Мариупольских портах. Не хватало 1,4 миллиарда гривен.

Выделили 82 миллиона гривен.

Петр Порошенко

К концу июля 2014 года сумма ожидаемых затрат повысилась от 1,4 до 4,5 миллиардов гривен.

Работы приостановились.

В 2015 году никто уже ничего не обещает. Все ездят и осматривают проблемные места. Среди столичных ВИПов – министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. А бюджетный комитет ВР обещает приложить усилия к выделению 200 миллионов гривен на 2016 год.

В октябре 2016 года мосты осматривает Премьер-министр Гройсман. И даже обещает 500 миллионов гривен. Но посетив долгострой через год, он сообщил, что деньги пришли, а вот подрядчик не смог освоить и 58 миллионов гривен. Но все равно государство даст еще 250 миллионов гривен + 100 миллионов предусмотрено в областном бюджете.

Тем временем возобновились работы «надвижки». Все это проходило замедленными темпами, пока  не оказалось, что работы не соответствуют проекту и находятся в аварийном состоянии. Это значит, что нужно корректировать проект. На 2018 год запланировано 60 миллионов гривен. Освоили 30 миллионов. Проекта до сих пор нет. Ответственные лица говорят о том, что документация будет готова не раннее лета 2019 года. Несмотря на это, появилась информация, что рабочие из подрядных организаций будут проводить аварийные работы. Ну что ж, 14 лет ждали – и сейчас подождем.

Выделили 910 миллионов гривен.

Итак, проблемы неоднозначны, и единой причины затянувшегося строительства не найти. Местная власть говорит о недостаточном финансировании, государственная – о бюрократии. Подрядчикам нечем платить зарплаты рабочим, и тем не менее на стройматериалах они не экономят (хотя аварийное состояние мостов все равно проявляется). А тем временем за все 14 лет строительства из государственного бюджета было выделено 4 миллиарда 824 миллиона гривен. Мы не стали подсчитывать, сколько денег реально доходило до работ. И не беремся утверждать, доходили ли они в 100% размере.

Первый онлайн-журнал Запорожья

Нет комментариев, будь первым:
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: