Черно-белые мосты Запорожья: историческая прогулка по городу

Запорожье имеет богатую историю, но не мало важную роль в истории нашего города сыграли мосты. Предлагаем вам ознакомиться с историческим обзором всех мостов Александровская-Запорожья.

Автотранспортный и пешеходный мост через реку Московку (Шенвизкий мост)

В мае 1770 г. особым указом императрицы был одобрен проект по Строительству крепостей на русско-крымской границе между Днепром и Азовским морем. В этом году начинается закладка на правом берегу реки Московки Александровской крепости. Осенью 1770 г. на левом берегу был построен редут. Он прикрывал строительство крепости со стороны Ногайской степи. Редут находился в районе ул. Комсомольской. 
Той же осенью был построен пешеходный мост через Московку для поддержания связи с крепостью. Располагался он в районе нынешнего автовокзала.
Со всей очевидностью можно утверждать, что мост через Московку является одним из первых мостов нашего города. 

Вид на Шевизский мост через реку Московку по улице Кузнечной. Мост простоял до
1913г. Фото — репродукция с открытки изд.ва. «Контрагент печати» в Москве 1910г.

4-го января 1952 г. постановлением Запорожского Горсовета, центральной магистрали города присвоено имя В.И. Ленина. 
Проспект объединил 4 улицы. На 6-ом поселке — ул. Продольная, вновь спланированная улица на месте старой Вознесенки, ул. Карла Либкнехта и ул. Кузнечная, на которой располагался бывший Шенвизский мост. 
Рядом со старым железобетонным мостом был выстроен новый железобетонный трехарочный мост. Новый мост был построен вплотную со старым, так он существует и по настоящее время. Длина моста сохранилась прежняя — 40 м, ширина — 20 м.

Вид на бывший Шенвизский мост через реку Московку на пр. Ленина у автовокзала.
Железобетнонный мост достроен при реконструкции в 1952 г.

Железнодорожные мосты через реку Московку

Первый железнодорожный мост через р. Московка в районе Александровска начали строить в 1870 г., и к пуску всей магистрали в 1873 г. он вступил в эксплуатацию.

Общий вид трехпролетного железнодорожного моста через реку Московка.
Хорошо просматриваются три несущие фермы моста, пешеходы и проезжая часть дороги. Репродукция с открытки, изданной в начале ХХ века

В 1902 г. началось строительство 2-ой Екатеринославской железной дороги. И если для первой железной дороги — «Южной» был построен вокзал у г. Александровска — «Южный», то со строительством второй дороги началось строительство вокзала «Екатериновки». С введением в строй второй железнодорожной ветки, появилась необходимость связать одной веткой оба вокзала. Это давало возможность перебрасывать оперативно грузы с одного направления на другое, не теряя времени на объезды.

Общий вид двухпролетного, двухпутейного железнодорожного моста через реку Московку. Река обмелела, и заливные луга использовались для выпаса скота.
Репродукция с открытки, изданной в г. Александровске в начале ХХ века
Общий вид однопропролетного железнодорожного моста через реку Московку (на открытке ошибочно указана р. Днепр). Хорошо просматривается трехпролетный мост.
Река при паводке. Репродукция с открытки изд-ва «Контрагент печати» Москва. Снимок 1908-1910 гг.
Общий вид мостов через р. Московку. На первом плане трехпролетный мост. Однопролетный сегментный железнодорожный мост хорошо виден на втором плане,
за первым мостом. Репродукция с открытки, изданной в Александровске в 1913-1915 гг.
Общий вид железнодорожный мостов через реку Московку сегодня. На втором плане однопролетный мост, за ним расположен трехпролетный мост. Фото 1979 г.
Общий вид металлического железнодорожного моста через р. Днепр у Волчьего Горла. Это место бывшей Кичкасской переправы. Железнодорожное движение открылось в 1908 г.
Репродукция из рекламного проспекта
Общий вид Кичкасского моста, взорванного бандитами батьки Махно, при бегстве из Александровскав 1920 г. Фотография 20-гг.
Общий вид восстановительных работ на Кичкасском мосту. Монтаж конструкций. Фото 1921 г.
Демонтаж Кичкасского моста в сентябре 1931 г. Фото 30-х гг.
Опоры бывшего Кичкасского моста, разобранного в 1931 г. Расположены в акватории порта у острова им. Ленина.
Хорошо видны с плотины ДнепроГЭС. Фотография 50-х гг.
Металлический железнодорожный мост в Дубовой роще через реку Московку. Фото 70-х гг.
Одноарочный металлический мост через Старый Днепр. Сооружался одновременно с трехарочным мостом.
Мост монтирован специалистами из Чехословакии. Фото 30-х гг.
Общий вид трехарочного моста через Новый Днепр после пуска в эксплуатацию. Вид на мост с левого берега реки. Фото 30-х гг.
Репродукция из книги «Днепрострой» 1937 г. издания.
На фото показан общий вид плотинного моста довоенной ДнепроГЭС. Репродукция из книги «ДнепроГЭС» 1937 г. издания
Четырехарочный мост инженера Преображенског
Автотранспортный мост с правого берега реки Днепр на остров Хортица

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *